Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца.

Община, 106
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского

      17.07.2019     ≡ 


18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского
18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского

18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского, «обретение честных его мощей». В 1425 году в обители, основанной Сергием, при большом стечении людей, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи были подняты из земли и перенесены в деревянную Троицкую церковь (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и находятся в настоящее время.

Более семисот лет отделяют нас от того времени, когда пришёл в мир Великий молитвенник за Русь, её Покровитель и Воспитатель русского народного духа. В тяжкое время татаро-монгольского ига, когда русский народ был лишён самого главного — свободы, многие обращались к нему с вопросом: «Что делать?». Он отвечал: «Помоги земле Русской».

В очерке Н.К. Рериха «Свет неугасимый» читаем: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе — при Минине; третье — теперь». На картине Рериха «Святой Сергий Радонежский» — те же слова, они укрепляют нашу веру в то, что и сейчас Сергий находится на несменном Великом дозоре.

«Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещённая Словом Христовым, — пишет наш современник Артемий Ермаков. — Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. (…)

…Все бытовые и исторические подробности эпохи [в которой жил Сергий] так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни… которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

При беспристрастной оценке исторических событий порой открываются неожиданные вещи. Сопоставляя русское и европейское Средневековье‚ видишь‚ что возрождение культуры в России началось едва ли не раньше‚ чем в Европе. И что уж совсем удивительно‚ это возрождение носило христианский характер.

Русь‚ придавленная татарщиной на протяжении более двухсот лет‚ не могла бы сохранить свои традиции‚ свое культурное поле без веры‚ без опоры на Церковь. (…)

Пройдя через тяжёлый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией‚ распоряжаться по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. (…)

Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нём. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчётливо. Его благословение русского войска на брань придаёт сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения… (…)

Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. (…)

…Пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с ученым‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера даётся не каждому народу».

Во вторую субботу июля в Музее Н.К. Рериха прошла встреча, посвящённая Сергию Радонежскому. После разговора о великом подвижнике уже не в первый раз посмотрели с теми же чувствами, как и в первый, замечательный фильм Владимира Шуванникова (телекомпания «Астра-Арт») «Обитель Сергия. На последнем рубеже», выпущенный в 2013 году. Фильм рассказывает о Смутном времени, защите Троице-Сергиевой Лавры и помощи Святого Сергия Радонежского. Сейчас этот фильм уже широко распространен в интернете, рекомендуем его всем, кто ещё с ним не знаком.

Как всегда, для желающих были открыты двери Часовни Сергия Радонежского. Посетить её можно в любое рабочее время, обратившись к дежурным экскурсоводам музея.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, музейные билеты меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку