Мысли на каждый день

Будущее человечества, будущее Космоса – есть ли что-либо более священное?!

Община, 199

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Н.К. Рерих

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
«НАДО ДО РОДИНЫ ДОНЕСТИ "ЧАШУ"»
«НАДО ДО РОДИНЫ ДОНЕСТИ "ЧАШУ"»
Елена Ивановна [Рерих] ведёт переписку с женой Бориса Константиновича, брата Н.К. Рериха. «Дорогая и родная Татьяна Григорьевна, — пишет она в Москву. — (...) Так хотелось бы нам повидать Вас и Родину. Главное, отвезти сокровища искусства и ценный Архив нашего Светлого и Любимого [Н.К. Рериха]... Он был таким патриотом, так глубоко любил свою Родину. Все помыслы его всегда были около страны чудесной, он верил в великую судьбу её народа! И, конечно, именно этой стране должно принадлежать его художественное наследство. Вот и ждём радостного для нас часа зова на Родину. Когда-то он придёт?!»
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ
«В ряду высокого ранга "властителей дум" в нашем Отечестве достойное место всегда занимал Николай Константинович Рерих, великий русский художник, оригинальный мыслитель, неутомимый общественный деятель, страстно увлечённый путешествиями писатель, историк и поэт, вдохновенный певец красот Космоса, провозвестник эпохи космического мышления человечества, единения народов под знаменем культуры, духовности, добра и сердечной душевности» — так писал доктор исторических наук, член Российской академии естественных наук Виталий Епифанович Ларичев.
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР*
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР*

Культурные начинания Николая Рериха в Америке, его кипучая художественная деятельность, эскизы театральных декораций, выполненные им почти ко всем величайшим операм современности, — одно лишь это своей значительностью поставило художника в ряды титанов искусства, таких как Рубенс, Тициан или Хокусай. Однако наиболее полно его редчайший гений начал выявляться в Азии, приобретя в итоге беспрецедентный масштаб.


РЕРИХИ В ДАРДЖИЛИНГЕ
РЕРИХИ В ДАРДЖИЛИНГЕ
Рерихи приехали в Дарджилинг в самом конце 1923 года, совершив перед этим поездку по некоторым городам Индии. Здесь они намеревались пробыть до отъезда в длительную экспедицию по Центральной Азии, в которую отправились 5 марта 1925 года.
Выбор места пребывания и даже дома был глубоко символичным.(...)  А вот как Н.К. Рерих описывает поиски дома: «Ищем дом. Первые сведения неутешительны. Уверяют, что хороших домов нет. Показывают нечто лишённое и вида и простора, нечто тонущее в закоулках деревянных дач и заборов. Всё не то. Мы хотим — вот туда, перед ликом всех Гималаев, где не играет городской оркестр, где нет приглашений на игры в клубах. "Там ничего не найдёте". Но мы упрямы. Идём сами. И находим отличный дом. И тишину. И уединение. И всю цепь Гималаев перед нами. И ещё неожиданность. Именно здесь жил Далай-Лама во время своего долгого бегства из Лхасы. И до сих пор паломники приходят издалека поклониться этому жилью. А для нас это именно то, что надо».

НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР
Интересно отметить, что искусство Рериха неразрывно связано с русской музыкой, грандиозный расцвет которой начался ещё с произведений Глинки, набирал силу благодаря опере и театру и наконец достиг своей полноты в «Русских балетах», ставших после творений Вагнера, пожалуй, самым знаменательным событием, триумфом небывалого со времён Древней Греции благородного синтеза всех искусств. Участие Николая Рериха в дягилевских постановках было очень важным, и, думается, даже более важным, чем участие других деятелей искусства того времени.
НЕБЕСНЫЙ  КАМЕНЬ. Из радиопередачи «Николай Константинович Рерих»
НЕБЕСНЫЙ КАМЕНЬ. Из радиопередачи «Николай Константинович Рерих»
В книге «Мир Огненный» говорится: «Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы ''Небесным камнем''. В стремлении они преисполняются светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом, и нужно утвердиться в свете, чтобы преодолеть тьму. Не знает покоя Великое Служение, на бессменном предстоянии укрепляется дух. Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия. Нужно покрыться Светом, идущим от Иерархии».
ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЁСТКАХ ЗЕМНЫХ
ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЁСТКАХ ЗЕМНЫХ
Роберт Норвуд был знаком с Н.К. Рерихом. О нём есть упоминания в письмах Рерихов, например в письме Елены Ивановны к сотруднику Латвийского общества К.И. Стурэ: «Так, нашим другом был знаменитый проповедник Епископальной Церкви епископ Роберт Норвуд. Наш Музей он называл Храмом Рериха и местом Истинного Общения Святого Духа. В его кабинете висели портреты Вел[иких] Учителей. Так, он удостоился видения Самого Вл[адыки], и это навсегда осталось радостью и Светом его чудесной жизни.
К 90-летию публикации сборника Н.К. Рериха «ДЕРЖАВА СВЕТА»
К 90-летию публикации сборника Н.К. Рериха «ДЕРЖАВА СВЕТА»
В 2021 году исполняется 90 лет со времени публикации сборника Николая Константиновича Рериха «Держава Света». Этот сборник ярких публицистических работ (приветствий, обращений, писем, статей) впервые увидел свет в 1931 году в Нью-Йорке в издательстве «Алатас». Это издательство было основано в 1924 году самим Н.К. Рерихом в содружестве с русским писателем, переехавшим на жительство в Америку, Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым.

Картина Н.К. Рериха «ГОРОД СТРОЯТ» глазами современников
Картина Н.К. Рериха «ГОРОД СТРОЯТ» глазами современников
Картина Н.К. Рериха «Город строят», впервые представленная на выставке «Мира искусства» в 1902 году в Москве (в Санкт-Петербурге — в 1903-м), в силу своей новизны, декоративности и импрессионистичности вызвала противоречивые мнения критиков, включая «борца за русский реализм» Владимира Васильевича Стасова, написавшего статью «Две декадентские выставки».(...)
В Москве полотно «Город строят» высоко оценили В.И. Суриков, В.А. Серов и И.С. Остроухов, рекомендовавшие её Совету Третьяковской галереи для приобретения. Илья Семёнович Остроухов сравнивал рериховский «Город строят» с васнецовским «Каменным веком», ставя их в один ряд по значимости замысла. Он приложил много усилий, чтобы убедить несогласных в том, что именно эта картина Рериха должна попасть в собрание Третьяковской галереи.

ТРИУМФ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА. Участие Н.К. Рериха в художественных выставках после возвращения из Парижа
ТРИУМФ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА. Участие Н.К. Рериха в художественных выставках после возвращения из Парижа
Первая выставка, на которой Рерих показал свои новые произведения после приезда из Парижа, была экспозиция, устроенная кружком «Мюссаровских понедельников» для поддержки вдов и сирот художников. Она проходила в октябре – ноябре в залах Общества поощрения художеств. На ней Рерих выставил только одну новую работу — «Ждут».
Журналист и художественный критик Н.Н. Брешко-Брешковский писал об этой картине: «...приятно отдохнуть на картине г. Рериха "Ждут". Она целиком переносит нас в далёкий мир, настолько далёкий, что он кажется теперь легендарным. (...) Наивное спокойствие и вместе напряжённое ожидание чего-то царят в картине Рериха. Дикари ждут — человека ли, зверя ли? Вероятно, зверя, что тихой, беспечной поступью придёт на водопой. Но не всё ли равно, кого они ждут?.. Несмотря на молодость свою, г. Рерих успел обнаружить в картинах своих самобытное дарование, и от него можно ожидать многого».
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Недавно, обратившись к парижскому периоду жизни Николая Рериха и начав изучать имеющиеся материалы, я был удивлён, что многие исследователи лишь слегка коснулись его в своих трудах. А между тем для Рериха это был очень важный этап в его жизни. Можно сказать, период его внутренней трансформации. Вот об этом и пойдёт речь в данной статье.
«…ЛИШЬ УТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОЙДЁМ»
«…ЛИШЬ УТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОЙДЁМ»
Николай Константинович Рерих был по праву назван Вождём Культуры. Ведь строительство будущего и дальнейшая эволюция планеты невозможны без осознания человечеством великого и многогранного понятия Культуры, которое «охватывает всю жизнь, от её земных проявлений и до духовных высот». «Никто из самых выдающихся мыслителей и деятелей нашей эпохи не раскрыл так просто, ясно и неоспоримо значение Культуры, как Н.К. Рерих».
ГОЛОС ЭПОХИ. (По материалам одноимённого фильма Студии СибРО)
ГОЛОС ЭПОХИ. (По материалам одноимённого фильма Студии СибРО)
«Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живёт. Таким человеком был Николай Рерих. (...) Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришёл в тот психологический момент истории, когда приход посланца был крайне необходим для будущего человечества», — писал Теодор Хеллин.
О  ЛИТЕРАТУРНОМ  НАСЛЕДСТВЕ Н.К. РЕРИХА
О ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДСТВЕ Н.К. РЕРИХА

Замечательный русский художник Николай Константинович Рерих прошёл долгий и сложный жизненный путь. Он родился в 1874 г. в Петербурге и окончил Петербургскую Академию художеств и юридический факультет Петербургского университета, прослушав в последнем также и курс лекций на историческом факультете.

Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре XX века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. 



НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР (2)
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР (2)
Думается, что на протяжении всей своей жизни — и, возможно, прошлых жизней — Николай Рерих всегда был в состоянии священной битвы и неустанных борений. Можно сказать, вся его жизнь — борьба, противостояние невежеству и непониманию, беспрерывное стремление к созданию жемчужин истинного Искусства. Минуя все преграды, Рерих прокладывает путь к построению духовных твердынь для общего блага. В стихах и прозе воспевает он всё самое прекрасное и самое нужное; посещает 25 стран, чтобы принести свет истины лучшим умам; в поисках глубоких духовных знаний преодолевает неприступные перевалы и опасные пустыни неизведанной Азии; и, наконец, неуклонно спешит возжечь очаги культуры по всему миру.
Итак, он предстаёт перед нами как Великий Воин, поскольку, наряду с его беспрецедентной внешней деятельностью, всем явственно ощутим его невероятный духовный труд. И потому его Знамя Мира имеет совершенно особое значение. Если кто-либо склонен думать, что идея Рериха о мире является синонимом бездействия, лёгкости и покоя, им стоит обратиться к статьям и очеркам художника. Там они прочтут: «Надежда покоя во все времена заставляла людей забывать великое»; «Покой — лишь изобретение тёмных полчищ».
«ИСТИННЫЙ НАСТАВНИК И ДРУГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».  Н.К. Рерих в воспоминаниях близких и сотрудников
«ИСТИННЫЙ НАСТАВНИК И ДРУГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Н.К. Рерих в воспоминаниях близких и сотрудников
На встречах и мероприятиях Сибирского Рериховского Общества за эти годы было представлено немало докладов, слайд-программ, фильмов и выставок, посвящённых Николаю Константиновичу Рериху. В них освещались разные грани его необычайно разносторонней деятельности, и перед нами представал великий художник, учёный — археолог и историк, глубокий знаток искусства, писатель и поэт, организатор и участник грандиозных экспедиций, общественный деятель мирового масштаба, создатель Пакта по защите художественных ценностей, Водитель Культуры.
Сегодня же мы обратимся к воспоминаниям тех, кто был рядом с Николаем Рерихом на разных этапах его жизни, чтобы приблизиться к дорогому Облику, почувствовать, каким был в жизни этот великий дух, пришедший на землю в самый критический момент её существования и озаривший наш предрассветный мрак светом своего сердца.
ОНИ ИЗЛУЧАЛИ СВЕТ. Из дневниковых записей З.Г. Фосдик
Во время первой выставки Н.К. Рериха в Америке в 1920 году началось тесное сотрудничество З.Г. Фосдик с семьёй Рерихов, которое продолжалось до конца её жизни. Многие годы З.Г. Фосдик вела дневники, в которых записывала впечатления от встреч с Рерихами и отразила их роль в своём духовном становлении.
«ПОСЛАНЕЦ  ДОБРОЙ  ВОЛИ» Культурная деятельность Н.К. Рериха в Америке
«ПОСЛАНЕЦ ДОБРОЙ ВОЛИ» Культурная деятельность Н.К. Рериха в Америке
Обратимся к истории и расскажем о событиях, которые предшествовали культурной деятельности Николая Константиновича Рериха в Америке и созданию в Нью-Йорке музея его имени.
Уже с самого начала своего творческого пути «Рерих — художник, археолог, мыслитель вызывал к себе глубокий интерес не только со стороны художественного мира, но также среди самых разнообразных кругов широкой публики» — как у себя на родине, так и за рубежом.
Так, в феврале 1906 года в Праге по инициативе художников чешского общества «Manes» открылась выставка картин Н.К. Рериха на темы Древней Руси. Один из пражских журналов писал: «...выставка картин г. Рериха показала, что в России совершается победоносный поворот в искусстве к новому и национальному, совершается удачная эволюция, которой гарантировано блестящее будущее...»

«Нужно, чтобы после нас оставалась добрая полоса». Из беседы с Р.Б. Рыбаковым
Ростислав Борисович, вопрос касается Вашего отца: скажите, как относился он к творчеству Николая Константиновича Рериха?
О, это именно тот человек, который меня к Рериху и приобщил. Мне кажется, очень ценна одна его фраза — ведь он прежде всего археолог, историю он понимал и творил её восстановление через археологию, через предметы, через потрясающее знание всего этого, — и он сказал однажды, что Рерих как археолог заслуживает самой высокой оценки и не имеет себе равных в своём окружении.
 
Нестерова Евгения  Сиривардхана П.П.
НИКОЛАЙ  РЕРИХ: Полвека творчества во имя Мира и Культуры
НИКОЛАЙ РЕРИХ: Полвека творчества во имя Мира и Культуры
Наряду со многими другими статьями и очерками в «Золотую книгу» вошла небольшая работа Сиривардхана «Николай Рерих. Полвека творчества во имя Мира и Культуры».
В настоящее время эта статья известна нам и в рукописи, благодаря которой мы узнали, что её публикация в сборнике была осуществлена в некотором сокращении. Объединив оригинал с редакцией латвийского издания, представляем вашему вниманию перевод с английского языка полной версии очерка П.П. Сиривардхана, посвящённого великому русскому художнику и мыслителю.

Статьи 1 - 20 из 105
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец