Мысли на каждый день

Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным.

Надземное, 689

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов

Поиск по авторам
Автор (ы) (развернуть)
Авторы одной статьи (развернуть)
Все
Юбилейная выставка в Доме учёных СО РАН
Юбилейная выставка в Доме учёных СО РАН

9 октября 2024 года исполнится 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Идеи великого художника и мыслителя XX века продолжают жить и волновать умы и сердца наших современников. Свидетельством тому является ряд значимых мероприятий в нашей стране, посвящённых юбилейной дате. (...)
В Новосибирске юбилейный год начался с открытия 23 января выставки «Рерих и театр» в Доме учёных Сибирского отделения РАН. 


Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов*
Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов*

Святослав Рерих был великий, исключительный портретист. В портретах, созданных им, он умел превосходно передать не только внешнее сходство, но и духовное содержание портретируемого. Он оставил нам несколько бесценных портретов своей матери.
На портрете с тем ларцом, о котором мы уже говорили, изображена женщина удивительной красоты, от которой невозможно оторвать глаз. В ней всё прекрасно, начиная от высокой пышной причёски, где седина воспринимается как языки пламени, и кончая дивной красоты точёными руками. А в бездонной глубине её огромных глаз таится мудрость и скорбь.




ПЕРМСКИЙ ИКОНОСТАС НИКОЛАЯ РЕРИХА*
ПЕРМСКИЙ ИКОНОСТАС НИКОЛАЯ РЕРИХА*
Творчество Николая Константиновича Рериха многогранно и поистине неисчерпаемо, и многим поколениям исследователей предстоит открывать в нём всё новые и новые грани. К малоизвестным произведениям Рериха можно отнести иконостас, созданный художником в 1907 году для церкви Казанской Божией Матери в Перми. Перелистаем страницы истории создания этого шедевра русской религиозной живописи.
КУЛЬТУРА ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА
КУЛЬТУРА ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА
Продолжаем знакомить наших читателей с материалами онлайн-проекта Сибирского Рериховского Общества «Россия — страна великого будущего».

Николая Константиновича Рериха называют Водителем Культуры. Всё его творчество пронизано идеями Культуры, которая, по его убеждению, играет важнейшую роль в нашей жизни.
Переживая за судьбы человечества, ввергающего себя в войны, революции, катаклизмы, Рерих, как и все мыслящие люди, понимал, что человечество находится на краю гибели. Причины происходящего он видел в существующем образе жизни и состоянии сознания людей, в «механической цивилизации», ведущей к гибели природы и обезличиванию человека, в культе золотого тельца, следствием чего становится духовное обнищание. Предвидя грозные события на планете, Николай Рерих пишет ряд картин на апокалиптические темы, призывая нас задуматься.
БЫЛИННАЯ ГЕРОИКА
БЫЛИННАЯ ГЕРОИКА

В октябре 2022 года в Сибирском Рериховском Обществе стартовал видеопроект «Россия — страна великого будущего». Мы начинаем знакомить читателей журнала «Восход» с некоторыми материалами проекта.

Русской былинной героике Н.К. Рерих посвятил много своих полотен. Через сказания и былины подрастающие поколения впитывают идеалы, выражающие главные духовные ценности своего народа. Что прославляется в русском эпосе? Успешность? Умение обогатиться любой ценой? Нет. Народные герои не клады добывают! (...)
В русских былинах, сказках и преданиях прославляются труд, защита родной земли, защита слабых и угнетённых, честь, совесть, правда... Таковы идеалы народа. На них растут и воспитываются новые поколения, и живёт в русской душе богатырский дух. «Не перевелись богатыри на Руси, народились и новые!» — писал Николай Рерих.
РЕРИХ И РОССИЯ. Экскурсия по выставке
РЕРИХ И РОССИЯ. Экскурсия по выставке
Главное, что хотелось бы отметить в начале экскурсии, — это тот огонь любви к своей Родине и родной культуре, который с детства воспылал в сердце Николая Константиновича Рериха. Он пришёл в мир как деятель искусства, однако с лёгкостью постигал и разные науки. (...)
Огнём своей любви к родной культуре он зажигал каждого, кто обращался к нему за знаниями. Благодаря любви к истории Отечества Рерих прослыл одним из лучших знатоков древней истории, в частности каменного века. Его называли певцом каменного века. Откуда же пришла к нему способность проникать в столь отдалённую эпоху? Несомненно, это та искра Божья, с которой приходит человек в мир, что даёт ему возможность заглянуть в далёкое, архаическое прошлое, туда, где ещё невозможно разделить людей на народности, а единое древо культуры — на отдельные «веточки» культуры.
ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА. «РЕАЛИЗМ ПРОЗРЕНИЯ»
ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА. «РЕАЛИЗМ ПРОЗРЕНИЯ»
Николай Константинович Рерих — университетски образованный художник, археолог, в начале ХХ века — одна из центральных фигур молодой группы «Мир искусства» и русского символизма. В течение жизни художник работает в станковой живописи, графике, в области театрально-декорационного, монументального и декоративно-прикладного искусства. Рерих — создатель поэтических пейзажей, исторических композиций и символических картин. В ходе своей творческой эволюции художник переходит от полотен в духе реализма XIX века к стилизованным панно и иконоподобным композициям начала XX столетия, вдохновенно занимается росписями храмов, создаёт эскизы театральных декораций, пишет картины-пророчества, в 1930 – 1940-х годах создаёт серии полотен, проникнутых духовидческими настроениями. Своеобразной творческой кульминацией его пути становятся грандиозный Гималайский цикл и серии картин, посвящённых Великим Учителям человечества.
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Пребывание Н.К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути
Недавно, обратившись к парижскому периоду жизни Николая Рериха и начав изучать имеющиеся материалы, я был удивлён, что многие исследователи лишь слегка коснулись его в своих трудах. А между тем для Рериха это был очень важный этап в его жизни. Можно сказать, период его внутренней трансформации. Вот об этом и пойдёт речь в данной статье.
КАРТИНА Н.К. РЕРИХА «ПОБЕДА» в Новосибирске. Третий выпуск проекта СибРО «Держава Рерихов»
КАРТИНА Н.К. РЕРИХА «ПОБЕДА» в Новосибирске. Третий выпуск проекта СибРО «Держава Рерихов»
«Новосибирский Академгородок — крупномасштабный научный центр, который известен далеко за пределами нашей страны. Ценители творчества великого художника Николая Рериха знают, что первые выставки его полотен в Сибири прошли именно здесь, в Академгородке. И не просто прошли, а оставили живую, вещественную память» — так начала свой рассказ ведущая третьего выпуска проекта СибРО «Держава Рерихов» Руслана Гузеева (г. Бердск, Новосибирская обл.). Видеосъёмки для этого выпуска проводила Ксения Ищенко (г. Новосибирск). Сюжет посвящён одной из самых известных и знаковых картин Н.К. Рериха — «Победа», написанной в 1942 году.
Как рассказала Р. Гузеева, до 1974 года, 100-летнего юбилея художника, эта картина (её второе название «Змей Горыныч») находилась в Индии в коллекции его младшего сына Святослава Рериха, и о ней не было известно в Советском Союзе, как и о многих других полотнах индийского периода творчества художника.
 
авторы одной статьи  Келим Лариса
Героика Франции в творчестве Николая Рериха
Героика Франции в творчестве Николая Рериха
Творчество Николая Константиновича Рериха наполнено темами героизма и подвига. По названию любимой Рерихом «Героической» симфонии № 3 Людвига ван Бетховена он даёт заглавие «Heroica» своим произведениям — картине («Героика Китая», 1935 – 1936), сюите художественных полотен (1917), книге. Герои войны и труда, святые и подвижники, исторические памятники, эпические пейзажи в произведениях Рериха предстают как столпы и величественные цитадели человеческого духа.
ПРИКАЗ СВЫШЕ
ПРИКАЗ СВЫШЕ
Мы видим картину «Приказ Ригден-Джапо». На ней Владыка будущего мира, Владыка Шамбалы, мощный Ригден устремляет своих всадников-вестников для сообщения людям вести о наступлении Нового Мира, небывалого в истории человечества, и призыва спешно готовиться к нему. Без этой подготовки утверждение достижений грядущего не состоится. (...) «Каждое Учение есть напутствие, но не насилие. Нужно запомнить, что даже малейшее насилие уже не будет полезно эволюции», — сказано в «Надземном». Давая людям Живую Этику, нужно очень следить за собой, чтобы ни в коем случае не быть навязчивым; это не только не будет способствовать распространению Учения, но может даже оттолкнуть от него. «Можете встретить людей, совершенно отрицающих Учение. Не пытайтесь убеждать их. Наше Учение не зазывающее, но указующее и предупреждающее тех, уже готовых к совершенствованию. Многие будут выбирать себе одну любимую страницу. Они с нею и пребудут, но не с Учением. Некоторые сделают вид, что уважают Учение, и положат книгу под изголовье во время сна. Так же некоторые покажут любовь к Учению, но не поступятся ни единою привычкою. Но придут суждённые!»
«ПРИНЦИП  ВЕЧНОЙ  ЖЕНСТВЕННОСТИ».  Из книги Р.Я. Рудзитиса «Космические струны в творчестве Николая Рериха»
«ПРИНЦИП ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ». Из книги Р.Я. Рудзитиса «Космические струны в творчестве Николая Рериха»
В произведениях Рериха отражается великая полнота его мировоззрения. (...) Эта целостность мировоззрения, великий жизненный опыт и богатство переживаний сообщают полотнам Рериха ту силу воздействия, которая убеждает зрителей, словно они смотрят в лицо самой истине жизни. С другой стороны, Рерих проявляет изумительную способность художественного воображения, что, несомненно, является следствием духовной культуры, наблюдательности и опыта. (...) Его поистине огненная, творческая фантазия создала бесконечное многообразие художественных форм, тематики и изобразительных средств, — тот самобытный, единственный в своём роде «Мир Рериха», в котором каждое проявление оригинально и ничто не повторяется.
ПОЭМА В КРАСКАХ. О «Богатырском фризе» Н.К. Рериха
ПОЭМА В КРАСКАХ. О «Богатырском фризе» Н.К. Рериха
К теме истории земли Русской и героизма русского народа Николай Константинович Рерих обращался на протяжении всего своего творческого пути. Ещё в детстве он увлекался рассказами о Древней Руси. "В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская", — вспоминал он.
СВЯТОСЛАВ
СВЯТОСЛАВ
Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому ещё более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмём сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была чёткой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.
Русские духовные стихи и картина Н.К. Рериха «Весть Тирону»
Русские духовные стихи и картина Н.К. Рериха «Весть Тирону»
Немало исследователей задаётся вопросами о картине Н.К. Рериха «Весть Тирону» (1940). Хорошо запомнилась первая встреча с этой картиной в Музее Востока много лет назад. Она сразу приковала внимание и своими необыкновенными красками, и загадочным сюжетом. Кто этот человек в боярской одежде? Отчего он смотрит вдаль на белеющие горы? И что за необычное имя у героя картины — Тирон? А стрела со свитком — кому предназначена эта весть и о чём она? Было совершенно очевидно, что на создание этого полотна художника вдохновил какой-то конкретный, нам пока ещё неизвестный сюжет.
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР (1)
НИКОЛАЙ РЕРИХ — МАСТЕР ГОР (1)
В своём искусстве Рерих говорит о великой задаче нашей эпохи — о духовном Пробуждении и Возрождении. Все сдвиги и перемены, произошедшие в течение последних двадцати лет — и в частной жизни, и в сознании всего человечества, — являются признаками такого пробуждения. В этот насыщенный период истории Рерих живёт и трудится в разных странах, но каждый уголок мира становится ему родным домом. Ему незнакомо уныние, ибо он знает, что темнее всего перед рассветом и что поток столь бурных событий устремлён к рассвету Духа.
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. ЭВЕРЕСТ. 1938
Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. ЭВЕРЕСТ. 1938
...Все прекрасные высоты покажутся лишь одинокими вершинами по сравнению с высочайшими горными хребтами Гималаев.
Чего только не вместила в себя эта разнообразная красота!..
Человеческий дух, жаждущий преодолеть все препятствия, наполняется стремлением, которое неукротимо влечёт его вперёд, к покорению этих вершин. И сами трудности, порою сопряжённые с риском, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями восхождения для понимания земных условностей.
Н.К. Рерих

СВЯТОСЛАВ  РЕРИХ /З.Г. Фосдик
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ /З.Г. Фосдик
Уникально искусство Святослава Рериха, многогранного творца, необычен и его образ жизни в Индии. Неустанный в труде, неутомимый в своих многочисленных начинаниях, доподлинно знающий культуру Индии и древние источники её мудрости, глубоко изучивший историю раннего искусства этой страны, он вдохновенно повествует в своих картинах о современной жизни индийского народа.
АЗИЯ О ХРИСТЕ ИИСУСЕ
АЗИЯ О ХРИСТЕ ИИСУСЕ
Каждый, соприкасавшийся с различными народами Азии, в часы сердечности и доверия слышит многообразные, но всегда благостные сказания о великом Иссе, о Божественном, о Пророке, о Лучшем из сынов человеческих — каждый по-своему всё о том же близком сердцу его. Все знают, что существует обширная литература, связанная с именем Христа в Азии, как по несторианским, так и по мусульманским и индусским источникам. Много написано о Христе и о Кришне, много известно о так называемых христианах Св. Фомы. Длинны и прекрасны сказания и песни Кашмира и всего Туркестана о великом Иссе...
 
авторы одной статьи  H.G. (Герман Гётц, предположительно )
H. G. Специальная выставка картин Николая и Святослава Рерихов
H. G. Специальная выставка картин Николая и Святослава Рерихов
-- Автор - Предположительно Герман Гётц (H. Goetz) (1898 – 1976) — учёный, художественный критик, доктор искусствоведения, автор ряда статей о С.Н. и Н.К. Рерихах. С 1939 по 1953 директор музея в Бароде (Вадодаре), Западная Индия, штат Гуджарат. — Прим. переводчика.
--Публикуется по: Baroda State Museum Bulletin. Vol. 3. Pt. 1 (Бюллетень Государственного музея г. Барода. Т. 3, ч. 1. Индия. 1946).

Статьи 1 - 20 из 174
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец